Богооставленность

Богооставленность испытывают все христиане, каждый в своё время и по своей причине.
О таких, как Дулуман, пришедших в Церковь ради интереса или по другим не связанным с верой мотивам, говорить не стОит. Хорошо, что они оттуда уходят.

Другое дело - пришёл человек по любви ко Христу, готов исполнять его заповеди и всю жизнь посвятить служению ему.
Первое время он испытывает эйфорию. Господь посылает "благодать на благодать". И вот тут таится опасность - в тех свойствах личности, которые, казалось бы необходимы православному подвижнику. Это стремление к совершенству, отрыв от материальной действительности, жертвенность, ревность по Богу, любовь к нему, требующая подтверждений взаимности. Очень часто к ним добавляется потребность в социальном признании. И в глубине души такой подвижник оказывается неисправимым эгоистом.

Первый признак надвигающейся богооставленности (уныния) - гиперактивность. Иоанн Ленствичник: "Находящийся в унынии в телесном служении крепок как железо и в рукоделии безленостен". Такое состояние сродни гордыне, и Бог начинает ему противиться. Человек, вкладываясь весь в богоугодное дело, не получает уже дивидендов. Напротив, начинаются трудности и неприятности. Человеческое Эго реагирует на них, как на несправедливость, ропщет, отказывает Богу в общении через сердечную молитву.

Грубая ошибка в таком положении - искание прежних душевных и духовных состояний, подмена Бога настоящего воспоминаниями и фантазиями о нём. Это неминуемо ведёт к разочарованию, к сомнению в действенности молитвы, церковных таинств и законоположений, в благости Божией и его бытии.
Психоэмоциональный надлом личности вызывает и соматические заболевания. Человек начинает ненавидеть Бога и Церковь, становится циничным, ищет утешения в алкоголе, табакокурении, наркотиках и т.д.

Архим.Тихон (Шевкунов) считает, что слова типа "христанутый", "православие головного мозга" придумали воцерковлённые люди. Те, которые пришли в Церковь, но не полюбили её, а с годами осознали, что с глубочайшим презрением относятся ко всему православию.

Тихон Шевкунов называет богооставленность "пустыней, которую надо преодолеть": "людям, пришедшим к вере в 25 лет, ещё лет 50 таких трудов"; "а некоторые даже навсегда и с большим удовольствием окапываются в этих бесплодных песках".

Исаак Сирин считает нормой, когда человек до исхода своего пребывает в состоянии "временами искушение и временами утешение", "а чтобы совершенно утешиться - не будем на это и надеяться здесь".

Некоторые после долгих лет богооставленности видят Бога у своего смертного одра и тихо, умиротворённо отходят из этого мира.
Бывают и исключения, когда десятилетиями человек простой, не гордый чувствует присутствие Христа рядом с собой, и вдруг случайная похвальба или помысел о собственной исключительности лишает этого утешения.

Смиренномудрый подвижник использует такой период для подтверждения своей верности Христу в отсутствие его явной поддержки. И в результате становится невыжигаемым носителем божественного света, "неопалимой купиной".

Есть и такие, кого Церковь выталкивает из своего лона.
Но в любом случае человека не оставляет самая близкая и любящая его душа - Ангел Хранитель. Он не изменит определения Божия о человеке, но предстоит за него пред Богом ("Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" Мф.18:10). И по соизволению Божию духовно окормляет своего подопечного.

Отправил Епископ Ювеналий в 1. февраль 2016 - 16:05. categories [ ]